Заседание РМО учителей Первомайского района ОО «Технология» (обслуживающий труд) «Функциональная грамотность на уроках технологии»

19 октября в Первомайском районе прошло заседание РМО учителей технологии по теме «Функциональная грамотность на уроках технологии».

Когда мы слышим о понятии «функциональная грамотность», то в первую очередь думаем о современных детях: это они сейчас должны уметь не просто читать, но и вникать в текст, анализировать его, находить связи с тем, что уже известно. Но что такое функциональная грамотность педагога? И как проверить ее наличие?

Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность — это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, — иными словами, способность заниматься саморазвитием и самообразованием.

Важно, чтобы функциональная грамотность была не обособленным набором задачек для решения, а процессом, гармонично вшитым в общую учебную программу (это если речь идет о школьниках).

Отличительные черты функциональной грамотности:

  • направленность на решение бытовых проблем;
  • является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
  • связь с решением стандартных, стереотипных задач;
  • это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
  • - используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.

Формы функциональной грамотности:

  • Читательская грамотность
  • Математическая грамотность
  • Естественно-научная грамотность
  • Компьютерная грамотность
  • Юридическая грамотность
  • Экономическая грамотность
  • Экологическая грамотность
  • Грамотность в вопросах здоровья
  • Грамотность в вопросах семейной жизни

Решение проблемных заданий на уроках технологии развивает целеустремленность, скорость и гибкость мышления, нестандартное мышление, мобильность, информационную и коммуникативную культуру, умения планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы.

Но очевидно: для того, чтобы развить эти навыки у детей, учитель сам должен владеть ими на довольно высоком уровне. То есть получается, что к роли учителя как информатора, дающего теорию, сегодня добавляется роль человека, ежедневно бросающего вызов, который не боится неопределенности, неоднозначности, противоречивости, недостаточной надежности информации, наличия альтернативных точек зрения.

От преподавания — к изучению, от монолога — к интерактивному взаимодействию, от формулы «Учитель знает, чему учить» к формуле «Ученик выбирает, чему учиться».

Содержание предмета «Технология» обладает огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих. Однако для повышения эффективности необходимо, чтобы задания соответствовали определённым критериям. Содержание заданий должно увлекать ученика, а это значит, что данные должны быть актуальными и соответствовать зоне ближайшего развития каждого ребёнка. Далее педагогами были разобраны задания на развитие функциональной грамотности.

Владение функциональной грамотностью сегодня — это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели сейчас, так или иначе, выстроены с учетом этой компетенции, то, как развить эти компетенции было обсуждено с педагогами.

Как говорил Ушинский «Ребёнок- не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь»

По итогам заседания педагогами было решено продолжить работу в заданном направлении, обобщать и распространять свой опыт на районном и городском уровне.

 

А.А.Валейнина

руководитель РМО

ОО «Технология» (обслуживающий труд)