Опубликовано
22 января 2021 года в ТГМ Ленинского района состоялось четвёртое занятие Школы молодого учителя начальных классов по теме «Система работы учителя по подготовке учащихся к Всероссийской проверочной работе по русскому языку, математике и окружающему миру», на котором присутствовало 10 молодых специалистов.
Руководитель ШМУ Л.В. Подкорытова, учитель МАОУ Вторая гимназия, и О.Н.Мусийко, методист МКУДПО «ГЦРО», поприветствовали присутствующих.
Учителями-наставниками выступили Самусева Татьяна Васильевна, учитель начальных классов МАОУ Вторая Новосибирская гимназия, и Киселёва Татьяна Петровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №191.
В настоящее время оценочной процедурой всероссийской системы качества образования в начальной школе являются всероссийские проверочные работы, которые проводятся по трём основным предметам: русскому языку, математике, окружающему миру. С чего начать подготовку к ВПР? Прежде всего, каждому учителю необходимо изучить все имеющиеся по данному вопросу материалы: нормативно-правовые документы, методические рекомендации и образцы самих работ. Но нужно помнить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся начальной школы, а являются лишь частью комплексной итоговой оценки выпускника начальной школы.
Систему подготовки базовых предметных навыков выпускников начальной школы представила Самусева Татьяна Васильевна. Она рассказала молодым коллегам о планомерной и системной подготовке с начала обучения в начальной школе не только к ВПР, но и к овладению базовыми навыками для усвоения программы средней школы.
Предметные знания по русскому языку Татьяна Васильевна формирует еженедельными заданиями, которые распределены по дням недели. Ученик знает, что каждую неделю в понедельник - письмо по памяти, вторник - словарный диктант, пятница – диктант с подготовкой и грамматическими заданиями или изложение. Также наставник представила систему работы с различными видами разборов. Каждый вид разбора выполняется в определённый день (понедельник - фонетический, вторник – морфемный, среда – морфологический, четверг - синтаксический). Системная отработка вычислительных навыков – это математический диктант каждый четверг и устный счёт в начале каждого урока, использование сорбонок (карточки с одним выражением). По окружающему миру и литературному чтению ученики ведут тетрадь для вопросов («Задай три вопроса к тексту»).
Киселёва Татьяна Петровна считает, что при подготовке к ВПР учителю нужно решить следующие две задачи: систематизировать знания обучающихся, отработать необходимые умения; помочь обучающимся приобрести опыт выполнения объёмных работ, обеспечить психологическую готовность к применению определённых стратегий в ходе выполнения проверочной работы.
В своём выступлении «Отработка практических навыков у учащихся 4-ых классов при подготовке к ВПР по русскому языку Татьяна Петровна» остановилась на выполнении проверочной работы по русскому языку и рассказала о некоторых видах работы, которые, на её взгляд, помогают сформировать умения, необходимые для успешного выполнения. Умение писать под диктовку формируется на каждом уроке русского языка в течение четырех лет. Чтобы дети справились с заданиями по нахождению заданного предложения, необходимо их регулярно включать в урок, меняя смысл и формулировку (найти в тексте предложение с однородными подлежащими, найти в тексте предложение, где подлежащее выражено местоимением, найти предложение, в котором подлежащее выражено существительным-именем собственным, подчеркнуть грамматическую основу и т.д.). При выполнении таких заданий используется памятка «Разбор предложения», которая есть у каждого ученика.
Для формирования и проверки умения работать с текстом Т.П. Киселева использует методическое пособие О.Н. Крыловой «Работа с текстом» (2-4 класс), которое позволяет развивать внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям.
Педагоги-наставники в своих выступлениях использовали раздаточный материал, привлекали молодых коллег к выполнению заданий.
Следующие занятие в ШМУ запланировано на март по теме «Целеполагание в деятельности педагога».