«Школа детей для детей» как действующая модель воспитательной работы в школе. Технология самоорганизации в идеях и делах

«Кто-то же новую строит страну…»

27 апреля 2017г. в соответствии с планом ГЦРО на базе МБОУ гимназия № 3 в Академгородке был проведен семинар для зам. директоров по ВР, педагогов-организаторов и классных руководителей города по теме: «Школа детей для детей»  как действующая модель воспитательной работы в школе. Технология самоорганизации в идеях и делах». Присутствовали представители ГЦРО Советского района, зам. директора МБОУ СОШ 130,165,179,61, ОЦ «Горностай», СУНЦ НГУ, Православная гимназия.

  • Самоорганизация - механизм  формирования  упорядоченных  структур  (порядка) из хаоса  открытых  неравновесных  нелинейных систем, коим и является  общество.
  • Самое главное, чему мы можем научить детей – это жить в открытом социуме, используя его ресурсы для собственного развития.
  • Самоорганизация – один из рецептов преодоления  кризисов в образовании,  социуме, обществе.

Идеология проекта «Школа детей для детей»

  • У нас нет идеологии достижений, у нас идеология сопричастности и заботы
  • У нас нет конкуренции, у нас есть поддержка и взаиморазвитие
  • У нас нет поручений, у нас добровольная ответственность
  • У нас нет иерархии, у нас позиционное самоопределение в сотрудничестве
  • У нас нет закрытых тем, у нас полная открытость перед сообществом
  • У нас нет агрессии в отношениях, у нас принятие и восхищение друг другом!

Основные законы проекта

  • Закон «5П»: принять, понять, поддержать, полюбить, преобразовать
  • Закон Воспроизводства: «Научился сам – научи другого»
  • Закон Звезды: «Гореть, зажигая других»
  • Закон Адвоката: «Отмечай лучшее во всём и во всяком»
  • Закон Источника: «Радоваться обнаруженной проблеме как источнику мобилизации и увеличения жизненных сил»

Используются основные идеи Филипповой  Нины Мироновны, представленные в кандидатской диссертации по теме:  «Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи»

Школа детей для детей – Проект-атмосфера

Ведущие семинара:

1) Кананыхина А.С. – руководитель инновационной площадки «Школа детей для детей», учитель русского языка и литературы;

2) Чеснокова Т.В. – социальный педагог, педагог- организатор, учитель обществознания и музыки;

3) Ученики 5-11 классов – инструкторы «Школы детей для детей».

Была проведена Звёздная академия «Четыре вопроса к сути» (технологическая игра).

1.  Что это? (определение, понятие, сущность)

2.  Откуда это? (источник, история, возникновение)

3.  Из чего это состоит? (структура, составные части, содержание)

4.  Для чего это нужно? (функция, применение, цель, задачи)

Рефлексия

  • Что было до игры и что стало после неё?
  • Кому и где можно задать «Четыре вопроса к сути»?
  • Где и с кем можно провести техноигру?

Работали над смыслом слова «патриотизм»

1)-2) Патриотизм рассмотрели как деятельную любовь к Родине и людям, лояльность к ней и гордость за неё. Лексической основой является слово патриот. Это желание защищать ее, отдать за нее всё. Слова «патриот» и «патриотизм» появляются из знания культуры и истории. Это чувство идёт из души, сердца, в котором заложены любовь, уважение и преданность к дому, семье, стране. Истинный патриотизм – для всеобщего блага, процветания страны в будущем, для личностного развития.

3) Откуда это?  История страны.

4).Для чего это нужно? Чтобы люди любили свою страну, уважали традиции, предков, помнили историю своей Родины.

Представления в группах.

Рефлексия участников семинара, гостей.

Интересное высказал мнение один из учеников – до игры был «Я», после игры – «МЫ».

Ощущение атмосферы – сближение, узнавание друг друга, дружественное отношение…

Дети поблагодарили взрослых за отзывчивость, за то, что они смогли на какое-то время погрузиться в мир детей, ведь правила были одинаковыми для всех.

Школьники: мы не боимся совершить ошибку или сделать что-то не так, можем выразить себя…

Учителя отметили атмосферу дружелюбности, единения, сотрудничества, совместную работу младших и старших, учителей и детей.

Отзывы о семинаре

 

Наиболее ценным было:

Методология самоорганизации

Техноигра

Взаимодействие детей и взрослых

Практическое представление технологии

Увидели на практике как работает в жизни технология

Взяли на заметку  - гостевание, техноигры, сбор-ночёвки.

 

Что Вы измените в своей учительской практике?

 

Буду применять техноигру и в учебной и воспитательной деятельности.

Методическое сопровождение деятельности классных руководителей; апробация опыта и технологии СО в школе.

Постараюсь использовать представленный опыт, апробировать техноигры.

 

Общее впечатление от семинара

Чрезвычайно ценный.

Огромное спасибо.

После таких семинаров вдохновляешься на новые «подвиги» в работе.

 

 

Благодарим ответственных за высокий уровень организации и  проведения семинара (учителей и школьников), за профессионализм в своём деле!!!

 

Материалы для сайта подготовлены социальным педагогом Чесноковой Т.В., замдиректора по УВР Рекичинской Е.А.