РМО педагогов-психологов школ: «Консультирование родителей и обучающихся в условиях школы»

 

08 декабря 2018 года в МБОУ СОШ № 142 состоялось районное методическое объединение педагогов-психологов ОО на тему «Консультирование родителей и обучающихся в условиях школы».

 

В работе методического объединения приняли участие педагоги-психологи следующих образовательных организаций: МБОУ Гимназия № 8, МБОУ СОШ №№ 117, 140, 142, 144, 147, МБОУ СОШ № 141 с углубленным изучением математики.

 

В ходе заседания были рассмотрены следующие вопросы:

 

  1. Проведение районного этапа олимпиады по психологии.
  2. Консультирование родителей и обучающихся в условиях школы.

       По вопросу консультирования родителей и обучающихся в условиях школы выступила руководитель РМО педагогов-психологов ОО О.Л. Голубева.

       Через индивидуальное консультирование и диагностику, в ходе его педагог-психолог школы оказывает помощь семье, попавшей в трудную жизненную ситуацию. Опорой является собственная активная позиция клиентов относительно заявленной темы, максимальное раскрытие проблемы через ее диагностику с последующей разработкой стратегии изменения, отслеживание динамики изменений ситуации в целом.

 

Обращения родителей по тематике различны, но наиболее частые запросы — это нарушение детско-родительских отношений: «не слушается», «плохо учится», «не хочет ходить в школу», «грубит, дерзит, пререкается», «ничего не хочет слышать, делать», «резко изменился», «дерется», «ворует деньги из дома» и т.д., т.е. ситуации дезадаптации и девиации ребенка. И это примеры не только из жизни подростков, но и зачастую, проблем обучающихся начальной школы. В ходе консультации выяснялись причины: изменения семейной ситуации (второй брак одного или обоих родителей, рождение второго ребёнка); наличие или отсутствие контроля за ребенком, либерально-попустительский или авторитарный стили воспитания; детские страхи и разочарования и т.д. В работе применялись не только консультативные техники, но и диагностика, коррекция состояний, а также обязательные рекомендации родителям по сопровождению своих детей в развитии.

 

Например, гендерный анализ обратившихся за консультативной помощью к психологу МБОУ СОШ № 142 представлен следующим образом – 4 папы, что составляет 8%, остальные 92% - мамы, бабушки. В течение 2017-2018 учебного года проведено всего 131 консультация, из них разъяснительную помощь психолога получили 49 взрослых (37,4%).

 

За помощью к психологу обращаются не только родители, но и сами дети, старшие подростки. Их гораздо больше. Для обучающихся проведена 101 консультация, в том числе 15 психокоррекционных занятий (сессионные, по 5 и более встреч). Анализ показывает, что помощь психолога в течение учебного года получили 61 ребенок и это на 14,6% больше, чем в прошлом учебном году. Гендерный состав почти не изменился и представлен следующим образом – мужской пол (32 чел.), что составляет 52,5%, остальные 47,5% – женский пол (29 чел.).

 

           За индивидуальной консультативной помощью по вопросу построения образовательного маршрута ребёнка и решению возникших трудностей в учебно-воспитательном процессе за год обратились 7 педагогов.

 

Таким образом, можно отметить, что общение детей и родителей в современных семьях чаще всего свернуто до минимума, напряженность, нервозность, нестабильность, к сожалению, способствуют формированию дисгармоничных детско-родительских отношений. Воспитание «кнутом и пряником» не дает родителям нужного им результата, порождает ответную или скрытую агрессию детей, эмоциональную незащищенность перед миром, порождает моббинг в детской среде. Анализ показывает, что рост числа обращений за психологической помощью связан с тем, что и взрослые и дети оказываются неспособными на конструктивные решения в конфликтных ситуациях, особенно в области детско-родительских отношений.

 

Психологи школ поделились своим опытом ведения консультаций. Все пришли к мнению, что данная форма работы востребована и приносит свои положительные результаты.

 

 

 

Руководитель РМО педагогов-психологов ОО

 

Первомайского района,

 

педагог-психолог МБОУ СОШ № 142, Голубева О.Л.