Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

«…Не обрушивайте на ребенка лавину знаний…

Под лавиной знаний могут быть погребены

пытливость и любознательность.

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире

что-то одно, но открыть так,

чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги.

Открывайте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку хотелось еще и еще раз возвратиться к тому,

что он узнал».

(В.А. Сухомлинский)

 

13 декабря 2016 года в МКДОУ д/с № 389 прошел семинар старших воспитателей ДОУ Октябрьского района города Новосибирска.

На нём был представлен опыт работы детского сада № 389 по теме: «Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

          Почетным гостем семинара, на котором присутствовало 28 старших воспитателей дошкольных учреждений, стала Татьяна Михайловна Селина, к.п.н., руководитель Центра НМС деятельности ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С.Макаренко». В теме своего выступления «ФГОС ДО и познавательное развитие ребенка» Селина Т.М. осветила вопросы становления стадий познавательного развития в детских видах деятельности.

Старшие воспитатели МКДОУ д/с № 389 Казакова А.И. и Миронова И.Я. представили опыт работы детского сада по направлениям: «Создание системы работы ДОУ по формированию познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности», «Интерактивные формы повышения педагогической компетентности в вопросах познавательного развития дошкольников (мастер-класс)», «Координация работы ДОУ с другими учреждениями и организациями, формирование партнерских отношений с родителями».

Через призму трех терминов, использованных в ФГОС ДО: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия» -  на семинаре было рассмотрено несколько компонентов системы работы детского сада по познавательному развитию дошкольников: организация образовательного процесса (работа с детьми); обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для познавательного развития (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание РППС); координация работы и формирование партнерских отношений с родителями и другими учреждениями и организациями.

Педагоги рассмотрели обязательные компоненты развития познавательных действий дошкольников: мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, предметно-практический, которые тесно связаны друг с другом.

На семинаре были представлены видеопросмотры совместной деятельности с детьми: непосредственно образовательная деятельность с элементами детского экспериментирования и применением информационно-коммуникативных технологий (использование интерактивной доски и интерактивного стола); совместная деятельность с детьми в режимных моментах; презентация проекта «Почва – подземное царство»; педагогические проекты с родителями «Народы России», «Театрализованная деятельность в социальном развитии детей младшего дошкольного возраста», «Музыкальная гостиная».

Вызвал положительный эмоциональный отклик старших воспитателей мастер-класс на тему: «Интерактивные формы повышения педагогической компетентности в вопросах познавательного развития дошкольников», который провела Казакова Альбина Ильдусовна, старший воспитатель ДОУ № 389. В ходе его проведения коллеги обратили внимание на педагогические технологии и методики известных педагогов: Елены и Бориса Никитиных, Марии Монтессори, Золтан Пан Дьенеша, Генриха Альтшуллер (ТРИЗ).

Система работы МКДОУ д/с № 389 по формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в разные виды деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей позволяет реализовать цели и задачи познавательного развития в условиях реализации ФГОС ДО.

 

А.И. Казакова, старший воспитатель МКДОУ д/с № 389

И.Я. Миронова, старший воспитатель МКДОУ д/с № 389