Подводя итоги. Встреча специалистов службы сопровождения ДОО Октябрьского района

25 августа 2017 года, на базе МАДОУ д/с № 102, в преддверии начала нового 2017/2018 учебного года состоялась встреча специалистов службы сопровождения ДОУ Октябрьского района. Целью встречи стало обсуждение проблем и перспектив процесса сопровождения семей воспитанников с ОВЗ в образовательном пространстве детского сада; обсуждение содержания деятельности районного методического объединения по данному направлению, распространение передового педагогического опыта.

          На встрече присутствовало 63 педагога – педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, воспитатели из 25 образовательных организаций района. В качестве гостей в работе секции приняли участие: ведущий специалист РОО Моисеева А.П. и педагог-психолог МБОУ СОШ № 76, руководитель РМО педагогов-психологов школ Цуканова И.А.

          Присутствующим были предложены выступления на самые актуальные темы.

Огромный интерес вызвало выступление команды специалистов из д/с № 502. Калашникова Юлия Юрьевна, педагог-психолог и Аверкина Любовь Юрьевна, учитель-логопед представили уникальный опыт апробации интерактивных форм взаимодействия с родителями воспитанников для эффективного сотрудничества с семьёй и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ посредством работы детско-родительского клуба общения «Родник». Уникальность опыта состоит в том, что в работе клуба принимают участие все специалисты детского сада – учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старший воспитатель. Благодаря слаженной работе команды специалистов, коллективу детского сада удается решать такие актуальные задачи как: повышение психолого-педагогической культуры родителей, освоение на практике новых форм взаимодействия с семьёй, вовлечение родителей в образовательный процесс. Выступление получило живой отклик присутствующих специалистов, о чем свидетельствовало большое количество уточняющих вопросов о технологии проведения и содержании встреч.

Не меньший отклик вызвало выступление Игольниковой Анны Владимировны, педагога-психолога МКДОУ ЦРР - д/с № 501, затронувшей в своем выступлении непростую тему учёта образовательных потребностей и создания особых образовательных условий для такой категории детей с ОВЗ как дети с расстройствами аутистического спектра. Об актуальности данной темы свидетельствовали результаты анкетирования участников встречи, проведенного организаторами до начала работы секции. Педагогам предлагалось указать те категории детей с ОВЗ, построение коррекционно-развивающего процесса с которыми вызывает наибольшие затруднения. Подавляющее большинство респондентов указали категорию детей с РАС.

Из выступления Игольниковой А.В. педагоги смогли почерпнуть как информацию теоретической направленности о характере сенсорных нарушений, присущих детям с подобного рода расстройствами, так и практико-ориентированной направленности об основных коррекционных подходах, методах и средствах коррекции, условиях организации среды, пространства и времени, которые необходимо создать для успешной социализации ребёнка с РАС в ДОУ.

Педагоги МАДОУ д/с № 70 Емельянова Татьяна Сергеевна, педагог-психолог и Митрофанова Ольга Валерьевна, учитель-логопед, раскрывая технологию сопровождения детей с ТНР в своём образовательном учреждении, еще раз подчеркнули необходимость тесного взаимодействия специалистов и поделились опытом проведения совместных занятий с детьми, где одновременно образовательную деятельность организуют педагог-психолог и учитель-логопед.

Ещё одной сложной категорией детей с ОВЗ, респондентами были отмечены дети с ЗПР, которые благодаря распространению инклюзивной практики дошкольного образования, посещают общеразвивающие и комбинированные группы детских садов. Несомненную пользу в понимании форм и средств организации работы с такими детьми принесло выступление Ярошевич Дины Николаевны, учителя-дефектолога МКДОУ д/с № 234 «Метод проектной деятельности с детьми группы ЗПР». Дина Николаевна на примере своего опыта и опыта своих коллег показала, что метод проектной деятельности с успехом можно применять в работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Деятельность специалистов детских садов в работе с детьми, имеющих статус ОВЗ, направлена не только на преодоление недостатков в развитии, но имеет конечную цель – обеспечение такого уровня развития ребёнка, который позволит ему перейти на новую ступень образования и осваивать программу начального общего образования. Именно поэтому вопросы преемственности со школой всегда волновали и волнуют специалистов. Пример организации и осуществления взаимодействия специалистов школы и детского сада был продемонстрирован коллегами из МКДОУ д/с № 271 Стороженко Марией Алексовной, учителем-логопедом и Цукановой Ириной Анатольевной, педагогом-психологом МБОУ СОШ № 16. Последнее выступление вызвало живой интерес у всех присутствующих.

В завершении встречи кураторы секции подвели итоги анкетирования, отметив, следующее:

  • работа РМО по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ» в предыдущем 2016/2017 учебном году была оценена участниками на 4-5 баллов из 5 возможных;
  • педагоги ДОУ нуждаются в методической и практической помощи при организации работы с такими категориями детей с ОВЗ как: дети с РАС, ЗПР, умственной отсталостью, расстройствами эмоционально-волевой сферы.

Полученные результаты было принято учесть при определении тем и содержания встреч в рамках РМО в 2017/2018 учебном году.

Работа секции путём открытого голосования была признана удовлетворительной.

В проект резолюции августовской конференции общим решением присутствующих были сформулированы тезисы:

  1. Продолжить работу РМО по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ» в существующем формате:

 в течение 2017-2018 учебного года провести совместные встречи специалистов службы сопровождения (педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды), раскрывающие технологии сопровождения детей с ОВЗ следующих категорий: дети с РАС, дети с ЗПР, дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы; реализации арт-терапевтических методов в работе с детьми всех категорий ОВЗ.

  1. Активизировать преемственные связи со специалистами школ.
  2. Продолжить построение тесного взаимодействия специалистов ДОУ при организации и осуществлении психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

По завершению работы секции заведующая МАДОУ д/с № 102 Колядина Наталья Борисовна предоставила собравшимся возможность пообщаться в неформальной обстановке за чашкой ароматного чая, сделать коллективные памятные фото.

Благодарим за плодотворную работу всех принимавших участие – организаторов, выступающих, гостей, слушателей секции.

 

Игольникова Анна Владимировна, педагог-психолог МКДОУ ЦРР - д/с № 501,

руководитель РМО по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»