Методы активного обучения в повышении игровой компетенции педагогов ДОУ

 «Методы активного обучения в повышении игровой компетенции педагогов ДОУ». Опыт МКДОУ д/с №389

Особенности методов активного обучения состоят в их направленности на активизацию и повышение качества профессиональной деятельности педагогов.

Признаками таких методов являются:

  • Проблемность. Проблема в противоречии между существующими объективными затруднениямиу педагогов и существующим отношением к этим проблемам.
  • Адекватность учебно-познавательной деятельности педагогов характеру будущих практических (в нашем случае должностных) задач и функций.
  • Взаимообучение. Стержневым моментом проведения занятий с применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения.
  • Индивидуализация. Требование организации образовательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей участников. Признак так же подразумевает развитие у педагогов механизмов самоконтроля, саморегуляции, самообучения.
  • Непосредственность, самостоятельность взаимодействия с информацией. При активизации обучения педагог встает на уровень обучающихся и участвует в процессе их взаимодействия с учебным материалом; в дальнейшем воспитатель становится руководителем самостоятельной работы воспитанников, реализуя принципы педагогики и сотрудничества.
  • Мотивация. Активность педагогов развивается и поддерживается системой мотиваций: профессиональный интерес; игровой и творческий характер деятельности; эмоциональное воздействие и другое.

Структура методического совета МКДОУ д/с №389   состоит из нескольких педагогических сообществ, каждое из которых решает задачи повышения педагогической компетентности в своем направлении:

  • Школа начинающего воспитателя «Ключ к успеху».

Цель работы заключается в создании условий, способствующих постепенному вовлечению и успешному вхождению начинающего воспитателя во все сферы профессиональной деятельности;

  • Клуб психолого-педагогической помощи педагогам «Шаг навстречу». Цель работы клуба состоит в создании необходимых условий для обеспечения организационно-методического сопровождения и консультативной поддержки педагогов в процессе реализации психолого-педагогических подходов, способствующих развитию детей;
  • Методические Объединения педагогов ДОУ «Ступеньки».

Цель работы – обеспечить качественное и непрерывное повышение уровня общей и профессиональной компетентности педагогов по возрастным категориям и направлениям развития воспитанников;

  • Летний лагерь для педагогов «Территория ДЕТСТВА».

Летом 2017 года была разработана и апробирована новая форма повышения педагогической компетентности. Цель работы лагеря – развитие у педагогов профессиональной компетентности, творческой индивидуальности, мобильности и восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде и принимать решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического и образовательного процесса в ДОУ.

Задачи развития творческого потенциала педагогов по проектированию и оснащению развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая способна обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, мы решаем через организацию и проведение ежегодного смотра-конкурса среди педагогов детского сада «Лучшая игра, изготовленная своими руками». Опыт методической работы вышеперечисленных педагогических сообществ дошкольного учреждения многократно был нами представлен на городских семинарах и методических объединениях.

В нашем детском саду с 2015 года реализуется парциальная образовательная программа «Детство с Новосибирском». Для эффективности и успешности ее реализации нами разработана серия познавательно-досуговых игр и игровых ситуаций по ознакомлению дошкольников с Новосибирском с применением игрового напольного полотна.

Перед педагогами дошкольных учреждений и родителями (законными представителями) поставлены задачи обучения детей жить по правилам, диктуемых обществом, т.е. обрести возможность максимально комфортно существовать в нем, успешно вливаться в любой коллектив. Такие ценные качества для человека, как самодисциплина, умение контролировать себя и правильно расставлять приоритеты – это те черты, которые формируются у дошкольников со временем, благодаря переходу от внешнего контроля во внутренний.

Как известно, игровая деятельность занимает особое место в жизни дошкольников. Усвоение новых знаний, а также адаптация и социализация детей в окружающем мире происходят намного успешнее в процессе игры, нежели на обычных занятиях.

Поэтому педагоги активно используют многофункциональную игру «Путешествие по Новосибирску» для личностного развития детей. Польза в ее применении состоит в том, что она является активной, осмысленной и добровольной деятельностью детей. Развлекаясь, ребенок, сам того не осознавая, получает новые знания и определенные навыки, которые легко может применить в других ситуациях, следовательно и необходимость их назидательного закрепления отпадает.

В многофункциональную игру «Путешествие по Новосибирску» входит игровое полотно, большой куб (мягкий модуль), фишки (пластиковые стаканчики) по количеству играющих (играть может любое количество детей). На игровом напольном полотне (баннер 2х3 м) расположены круги разного размера. Пять больших кругов пронумерованы от 1 до 5 для выполнения детьми заданий воспитателя, которые лежат в конвертах под теми же цифрами. Воспитатель предлагает детям выбрать задания-обозначения цветными кругами (например, желтый круг – сделать один дополнительный шаг вперед; зеленый – сделать дополнительный бросок кубика и пройти на столько шагов, сколько выпадет; и т.п.) и расположить их на игровом поле в любом порядке. Затем, при помощи цветной изоляционной ленты, дети в свободном порядке размещают стрелки для обозначения перехода фишки вперед или возвращения ее назад. Основной задачей педагога на этапе подготовки игрового поля стоит формирование умения у дошкольников договариваться при установлении правил игры. Основные правила и принципы игры очень схожи с правилами настольных игр.

Особая педагогическая ценность игры заключается в том что:

  • задания в конвертах воспитатель может менять от простого к сложному («Назови достопримечательность» – в конверте лежит изображение одной из основных достопримечательностей Новосибирска, в дальнейшем их количество может увеличиваться до 4-5; «Четвертый лишний» – на картинках, лежащих в конверте изображения четырех видов города, три из которых театры, а четвертое – Центральный парк; «Назови мосты Новосибирска»; «Какие театры Новосибирска тебе знакомы?» и пр.), опираясь на личный опыт детей и стадию реализации парциальной программы «Детство с Новосибирском»;
  • участие в игре «Путешествие по Новосибирску» является сильнейшим мотиватором к познанию окружающей действительности, т.е. реализуется мотивационный компонент образовательной деятельности (в случае, когда ребенок затрудняется с ответом, воспитатель предлагает найти информацию и представить ее сверстниками в форме детского проекта; самостоятельно установленные ребенком правила игры, способствуют развитию самоконтроля и точному соблюдению этих правил самим ребенком);
  • сами правила дети могут менять от игры к игре, заменяя цвет кругов-обозначений или задания для выполнения (например, желтый круг обозначал «сделать один дополнительный шаг вперед», потом он может обозначать попрыгать на ноге, затем – рассказать скороговорку и т.п.);
  • на порядок повышается качество и эффективность реализации образовательной программы.

 

Миронова Ирина Яковлевна,

старший воспитатель МКДОУ д/с № 389