Опубликовано
В соответствии с планом РМО учителей начальной школы планируется проведение конкурса проектов. Внимание! С 26 по 6 апреля 2018 года запланировано проведение заочного отборочного этапа. Информация будет на блоге для учителей начальной школы : https://nachalnayascola.blogspot.ru/. Положение выслано в школы.
ПОЛОЖЕНИЕ о районном конкурсе исследовательских проектов учащихся младших классов
Общие положения
Конкурс проводится для учащихся младших классов общеобразовательных учреждений Октябрьского района города Новосибирска (далее - Конкурс)
Учредитель конкурса – районное методическое объединение учителей начальных классов.
Организатор - районное методическое объединение учителей начальных классов
и ТГМ МКУДПО «ГЦРО» в Октябрьском районе.
Цель и задачи Конкурса
Цель:
-создание условий для выявления, воспитания и поддержки детей, проявляющих неординарные творческие, интеллектуальные способности;
- формирование мотивации учащихся к творчеству и инновационной деятельности.
Задачи:
-приобщение учащихся к проектной деятельности в различных областях социальной практики человека;
-освоение учащимися методов проектной деятельности;
-формирование активно-творческого мировоззрения учащихся.
Сроки и условия проведения Конкурса
Конкурс проводится в два этапа.
1 этап – школьный, проводится образовательными организациями в марте-апреле 2018 года. В отборе на школьном уровне участвуют, по желанию, учащиеся всех общеобразовательных учреждений, расположенных на территории района.
2 этап – районный, организуется районным методическим объединением учителей начальных классов и ТГМ МКУДПО «ГЦРО» в Октябрьском районе.
Работы и заявки от образовательных организаций в электронном виде предоставляются на районный этап до 26 марта 2018 года по адресу rmknpk@gmail.com .
Порядок проведения районного этапа предусматривает:
- с 26 по 6 апреля 2018 года - проведение заочного отборочного этапа;
- конец апреля 2018 года - защита проектов (очный этап) авторами творческих работ, успешно прошедших заочный тур (информация будет дополнительно).
Конкурс проводится по следующим направлениям:
- научно-техническое;
- естественнонаучное;
- гуманитарное;
-инженерно-технологическое (изобретательский, конструкторский, проект по решению реальной производственной задачи и др.);
- художественно-эстетическое;
- спортивно-оздоровительное.
На защиту проекта автору (авторам в коллективно выполненной работе) дается 8-10 минут. За это время автор (авторы) должен обосновать выбор темы и проблему проекта, сформулировать поставленные задачи, описать процесс их решения, четко сформулировать полученные результаты и выводы.
Презентация должна быть подготовлена с использованием информационных технологий.
Особо необходимо отметить следующие требования к проектам, заявляемым на секции иностранных языков. Проект лингвистического плана может быть выполнен как на русском, так и на иностранном языке. Проект страноведческого плана – на иностранном языке. Защита (презентация) проекта должна проходить на иностранном языке. В ходе защиты (презентации) проекта его автору (авторам) могут быть заданы вопросы общего характера, не требующие длительных пояснений на иностранном языке. Вопросы, требующие длительных пояснений и глубоких рассуждений, могут быть заданы на родном языке.
Проекты, заявленные на конкурс, не рецензируются и авторам не возвращаются. Участникам Конкурса необходимо иметь при себе свой напечатанный экземпляр творческой работы.
Руководство Конкурса
Общее руководство подготовкой и проведением Конкурса осуществляет районное методическое объединение учителей начальных классов и ТГМ МКУДПО «ГЦРО» в Октябрьском районе.
Оргкомитет:
-
формирует и утверждает состав жюри Конкурса;
-
утверждает список победителей и призеров мероприятия.
Жюри:
-
осуществляет проведение заочного отборочного тура;
-
определяет кандидатуры победителей и призеров по итогам очного этапа.
Решение жюри оформляется протоколом и утверждается председателем жюри.
Участники Конкурса
Участники Конкурса - обучающиеся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Допускается как индивидуальное (индивидуальный проект), так и коллективное участие школьников в выполнении проекта (коллективный проект). Коллективный проект может выполняться не более, чем тремя учащимися.
Требования к оформлению работ
Исследовательский проект Конкурса - это творческая работа, которая предусматривает создание интеллектуального или материального продукта, обладающего субъективной или объективной новизной, а также потенциалом практического применения. Работа может быть выполнена самостоятельно или при участии консультанта. Непосредственно на отборочный тур подается итоговый результат в виде портфолио, в котором должны быть отражены основные позиции проекта. Портфолио должно соответствовать требованиям, изложенным в приложении 1, 2 к данному Положению.
На титульном листе указываются: направление, тема, фамилия, имя, отчество автора (полностью), класс, образовательное учреждение, район, а также данные о консультанте проекта (фамилия, имя, отчество, должность, ученая степень (если есть) - должны быть полностью расшифрованы, контактный телефон) (Приложение 1).
Примеры оформления паспорта проекта – в Приложении 4.
Критерии оценки проекта
Заочный этап:
- Соответствие темы цели и задачам проекта.
- Соответствие результата и цели проекта.
- Соответствие уровня разработки проекта возрасту автора.
- Степень оригинальности, самостоятельности текста проекта (% самостоятельности при проверке на антиплагиат).
- Соответствие оформления работы установленным требованиям (Приложение )
- Грамотность текста проекта, простота и ясность изложения
Очный этап:
Образец экспертного листа приведен в Приложении 3.
Награждение победителей
Победители и лауреаты определяются по возрастным группам (учащиеся 1-2 классов и учащиеся 3-4 классов) в каждом направлении и награждаются дипломами.
Приложение 1
Образец оформления титульного листа
Департамент образования мэрии города Новосибирска
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация «Средняя общеобразовательная школа № 50»
Районный конкурс исследовательских проектов
учащихся 1-4 классов
Направление: научно-техническое
Разработка мобильного приложения «тренажер по таблице Менделеева»
Автор: Иванова Анастасия
МБОУ СОШ № 50,
5 класс, Октябрьский район г. Новосибирска
Консультант проекта: Васильева
Татьяна Николаевна,
учитель информатики
Контактный телефон руководителя:
______________________________________
Новосибирск 2017
Приложение 2
Портфолио проекта
I. Паспорт проекта включает:
-
название проекта
-
фамилия, имя, отчество разработчика (ов) проекта
-
класс
-
название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект
-
предметная область
-
время разработки проекта
-
проблема проекта
-
цель и задачи
-
тип проекта (по виду деятельности: поисковый, исследовательский, творческий, игровой и др.)
-
используемые технологии (мультимедиа, театрализация, телекоммуникации, программирование (с указанием среды разработки и языка программирования) и др.)
-
форма продукта проекта (мультимедийная презентация, видеофильм, групповой или личный отчет участников проектной группы, Web-сайт, экологический прогноз, карта, виртуальная экскурсия, модель чего-либо и др.)
-
содержание (кратко, несколько предложений)
-
исследование (в исследовательском проекте)
-
область применения результата проекта
-
результативность
II. Описание работы над проектом
-
Введение (обосновывается выбор темы, актуальность, проблема проекта, постановка цели, задач, инструментария их реализации, использование технологий, методик, литературы, источников, планирование, распределение ролей среди участников проекта и т. д.).
-
Основная часть (теоретическое обоснование выбранной темы (решения проблемы), поэтапность выполнения, поиск информации, оформление, подготовка к презентации).
-
Заключение (выводы, решение проблемы, рефлексия по поводу завершения проекта, трудности и успехи в период работы над проектом, достижение конечной цели, область применения, результативность, перспективы дальнейшей работы).
Список использованных источников и литературы.
Приложение (фото, видеоотчёты, схемы, графики, рисунки, анкеты соцопроса, расчёты и др.).
Приложение 3
Экспертный лист очного этапа районного конкурса проектов
1. Оценка продукта проектной деятельности учащегося |
|
1.1. Функциональность |
Соответствие назначению, возможная сфера использования. |
1.2. Эстетичность |
Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д. |
2. Оценка защиты (презентации) проекта |
|
2.1. Качество доклада |
Системность, композиционная целостность. Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы. Краткость, четкость, ясность формулировок. |
2.2. Ответы на вопросы |
Понимание сущности вопроса и адекватность ответов. Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов. Аргументированность, убедительность. Заинтересованность автора проекта проблемой.
|
2.3. Личностные проявления докладчика |
Уверенность, владение собой. Культура речи, поведения . Эмоциональная окрашенность речи. |
Приложение 4
Вариант оформления паспорта естественнонаучного проекта*
(*возможна иная трактовка и альтернативные формы паспорта и портфолио)
Проект «Вертикальное озеленение школы № 56»
Участники проекта:
Иглова Наталья Сергеевна
Павлов Роман Васильевич
Граблин Андрей Геннадьевич
Консультант проекта:
Учитель биологии высшей квалификационной категории Стрижова Анна Юрьевна
Класс: 4
Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект: МБОУ СОШ № 50, Октябрьского района, города Новосибирска.
Предметная область: биология, география, экология, информатика, экономика.
Время работы над проектом: ноябрь 2012 г. - февраль 2013 г. (долгосрочный).
Проблема проекта: возможность использования здания школы для вертикального озеленения.
Цель проекта: разработать проект вертикального озеленения южной стороны здания школы № 56 как возможный вариант эстетического воспитания учащихся.
Задачи: - изучить способы, методы, приемы вертикального озеленения зданий;
- определить возможный видовой состав для озеленения здания с учетом эколого-климатических особенностей Новосибирска;
- оценить экономическую эффективность проекта;
-разработать систему рекомендаций по подбору растений для вертикального озеленения зданий с учетом эколого-климатических особенностей территории.
Тип проекта (по виду деятельности): поисковый, исследовательский.
Используемые технологии: мультимедиа.
Форма продукта проекта: «Вертикальное озеленение школы» (мультимедийная презентация, генеральный план проекта, карта-схема с подробными рекомендациями по размещению, закреплению, уходу за растительным материалом, буклет «Рекомендации по вертикальному озеленению зданий»).
Содержание: из истории вопроса о вертикальном озеленении зданий и сооружений. Методы, приемы вертикального озеленения зданий. Схемы и правила размещения растений при вертикальном озеленении. Подбор посадочного материала с учетом эколого-климатических условий Новосибирска. Сохранение и уход за посадками в различные сезоны года. Экономическая оценка эффективности проекта. Рекомендации по вертикальному озеленению зданий на территории Новосибирска.
Исследование:
- изучение опыта по вертикальному озеленению;.
- оценка территории для озеленения с учетом эколого-климатических факторов;
- выбор способов закрепления и расположения растительного материала;
-подбор посадочного материала;
-составление сметы проекта;
-разработка рекомендаций по вертикальному озеленению зданий.
Область применения результата проекта:
- учебная (уроки биологии, географии, экологии, классные часы);
- внеклассная работа (кружковая работа в рамках озеленения, фитодизайна, родительские собрания и др.);
- социальная (сотрудничество, помощь учителям в озеленении здания школы, пришкольной территории, профориентация - презентация материалов на Сибирской ярмарке «Уч.Сиб»), участие в флористических и фитодизайнерских конкурсах и выставках, др.);
Результативность: создан проект вертикального озеленения здания школы, составлен список растений, рекомендуемых для вертикального озеленения с учетом эколого-климатических условий Новосибирска, создан буклет «Рекомендации по вертикальному озеленению зданий», оформлен стенд «Озеленим школу вместе!».
Вариант оформления паспорта гуманитарного проекта*
(*возможна иная трактовка и альтернативные формы паспорта и портфолио проекта)
Проект «История моей школы»
Участники проекта:
Афанасьева Ирина Александровна
Вершинина Юлия Валерьевна
Дружинин Сергей Викторович
Жилин Игорь Эдуардович
Консультант проекта:
Учитель истории высшей квалификационной категории Беликова Анна Константиновна.
Класс: 8
Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект: МБОУ СОШ № 38, Ленинского района, города Новосибирска.
Предметная область: история, краеведение, информатика.
Время работы над проектом: февраль 2012 г. - март 2013 г. (долгосрочный).
Проблема проекта: какова история нашей школы?
Цель проекта: узнать историю своей школы.
Задачи: - организовать поиск информации по истории школы, привлекая учащихся школы, учителей, родителей, общественность;
- собрать сведения об учителях и выпускниках школы;
- описать традиции своей школы.
Тип проекта (по виду деятельности): поисковый, исследовательский.
Используемые технологии: мультимедиа.
Форма продукта проекта: «Летопись школы» (мультимедийная презентация, видеофильм об истории школы, электронный каталог об учителях школы, видеозаписи воспоминаний учителей и учащихся школы различных времен, памятные буклеты об истории школы для бывших учителей)
Содержание: Составление «Летописи школы» на основе архивных материалов, воспоминаний учителей, учащихся. Сведения о директорах школы. «Как всё начиналось» - первый коллектив учителей школы. «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей»: династии учителей школы; выпускники, которыми мы можем гордиться (выдающиеся выпускники школы). Традиции родной школы: из поколения в поколение. Успехи школы. Будущее школы.
Исследование:
- изучение архива школы, районного отдела образования (архива НСО), сведений музеев города и др.
- интервьюирование учителей, выпускников, учащихся школы
-опрос учащихся, учителей, родителей школы «Нашу школу невозможно представить без…»
Область применения результата проекта:
- учебная (уроки истории, классные часы);
- внеклассная работа (кружковая работа по изучению истории края, вечера встречи выпускников, родительские собрания и др.);
- социальная (сотрудничество, помощь учителям, работавшим в нашей школе, профориентация - презентация материалов на Сибирской ярмарке «Уч. Сиб»);
Результативность: создана «Летопись школы», снят фильм об истории школы, оформлены стенды школьного музея «История школы в истории страны», составлена электронная биографическая картотека директоров и учителей, «Книга почёта» - о выдающихся выпускниках школы. Материалы использовались на вечере встречи выпускников, праздновании юбилея школы, дня учителя, Дня Победы, на уроках истории, при проведении классных часов.
Вариант оформления паспорта научно-технического проекта*
Проект «Разработка игры «Тетрис» в среде программирования Scratch»
Участники проекта:
Вершинина Юлия Валерьевна
Дружинин Сергей Викторович
Жилин Игорь Эдуардович
Консультант проекта:
Учитель информатики высшей квалификационной категории Беликова Анна Константиновна
Класс: 4
Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект:
МБОУ СОШ № 38, Ленинского района, города Новосибирска.
Предметная область: информатика, программирование.
Время работы над проектом: февраль 2012 г. - март 2013 г. (долгосрочный).
Среда разработки: Scratch
Системные требования: Программа является кроссплатформенной и может работать в ОС Windows и Linux на которых установлена среда Scratch, 128К ОЗУ,
Цель проекта: разработка программного продукта, реализующего игру «Тетрис».
Задачи: - знакомство с возможностями языка программирования Scratch;
- разработка алгоритма и программирование;
- отладка программы.
Тип проекта (по виду деятельности): поисковый.
Краткое описание алгоритма: Имеются 4 вида объектов, появление которых система генерирует случайным образом. Объекты движутся сверху вниз. Пользователь может, управляя с клавиатуры, вращать объекты и перемещать их в горизонтальной плоскости. Выстроенные в ряд объекты сгорают. Целью игры является выстраивание полных рядов объектов. Если ряд заполнен не полностью, объекты выкладываются в следующий ряд до тех пор, пока не будет заполнена вся область экрана. Заполненный экран – конец игры. Если игрок сжигает ряд объектов, то скорость движения сверху вниз объекта увеличивается на 5%.
Вариант оформления паспорта инженерно-технологического проекта*
Проект: «Прогнозирование развития систем на основе анализа законов их развития»
Участник проекта: Осипова Мария
Консультант проекта: учитель высшей категории Марущак Светлана Владимировна
Класс: 4
Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект: МБОУ «Лицей № 136» Ленинского района г. Новосибирска
Предметная область: физика, спорт, изобретательство
Время работы над проектом: сентябрь 2014г. – март 2016г.
Формулировка проблемы: Согласно основному постулату Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), развитие технических систем идет по объективным законам. Эти законы познаваемы и, следовательно, развитие технических систем управляемо. В последние годы показано, что открытые в технической сфере законы развития справедливы и в других сферах деятельности: в педагогике, в искусстве, в бизнесе. В связи с этим, закономерен вопрос: «Справедливы ли эти законы развития в такой значимой сфере деятельности, как спорт?». И если относительно спорта, как социального явления, попытки прогнозирования есть, то, что касается отдельных видов спорта, ни одной такой работы я не встретила.
Цель проекта: На примере анализа развития конкретного вида спорта (прыжки в высоту) рассмотреть применимость к нему законов развития технических систем и спрогнозировать дальнейший путь его развития.
Задачи проекта:
- на основании анализа литературных данных рассмотреть основные законы развития технических систем;
- дать анализ закону S-образного развития систем, как определяющему этап развития системы;
- рассмотреть прыжки в высоту с позиций системного подхода;
- для каждого способа прыжка провести исследование зависимости спортивных результатов от этапа развития этого способа;
- выявить закономерность изменения результатов в прыжках в высоту от способа прыжков;
- выявить физический параметр, оказывающий основное влияние на результативность прыжка при разных способах;
- спрогнозировать дальнейшее развитие прыжков в высоту
Тип проекта: поисковый, исследовательский.
Используемые технологии: инструменты теории решения изобретательских задач, анализ массивов данных по результатам прыжков
Форма продукта проекта: построенные в виде графических кривых закономерности изменения результатов прыжков; обоснованный вывод об основном факторе, влияющем на максимальный результат; предложение и описание новой технологии прыжка в высоту
Содержание: Понятие системы. Техническая система. Свойства систем. Системный подход как необходимое условие объективного анализа. Законы развития систем. Закон S-образного развития систем как ресурс для прогнозирования их развития. Эволюция спортивных прыжков в высоту. Закономерность изменения спортивных результатов со временем в пределах одного способа прыжка. Построение S-образных кривых для конкретного способа прыжка. Сравнение S-образных кривых для разных способов прыжка. Основной физический параметр, определяющий переход с одного способа прыжка на другой. Анализ ресурсов для увеличения результативности прыжка. Прогнозирование развития прыжков в высоту.
Исследование:
- разработка методики анализа зависимости результатов в спортивных прыжках в высоту (для конкретного способа) от времени (в пределах времени существования этого способа).
- анализ зависимости спортивных результатов для конкретного способа прыжков от этапа развития этого способа и построение S-кривых.
- сравнение S-образных кривых для разных способов прыжков
- выявление физического параметра, оказывающего основное влияние на эффективность того или иного способа прыжков в высоту. Формулировка гипотезы о решающем влиянии положения центра тяжести прыгуна относительно планки на результативность прыжка
- экспериментальная проверка положения центра тяжести спортсмена при разных способах прыжка.
Область применения результатов проекта:
- учебная: при изучении таких тем, как «центр тяжести», «работа», «кинетическая и потенциальная энергия» и др. Особенно эффективными и эмоциональными такие уроки будут в школьных классах спортивного профиля.
- в специализированных классах естественнонаучного и инженерного профиля: при изучении закономерностей развития систем (технических, биологических, социальных и т.п.)
- в спорте: освоение нового способа прыжка в высоту.
Результативность:
- показано, что для анализа развития отдельных видов спорта можно использовать подход, аналогичный для анализа технических систем;
- показано, что по параметру «результативность» развитие того или иного способа прыжка подчиняется закону S-образного развития;
- показано, что основным параметром, влияющим на результативность прыжка, является положение центра тяжести спортсмена относительно планки;
- предложен новый способ прыжка в высоту;
Внешняя оценка работы:
- работа оценена дипломом второй степени на областном конкурсе проектов учащихся инженерных классов в Новосибирском архитектурно- строительном университете (НГАСУ)
- работа оценена дипломом первой степени на областном конкурсе школьных инженерно-технологических проектов в НГТУ