Опубликовано
Педагоги МБУДО ДТ «Октябрьский» провели мониторинг по оценке глобальных компетенций, разработанный Институтом стратегии развития образования Российской академии образования[1]. Для оценки современного состояния функциональной грамотности у детей Министерством просвещения был разработан проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Задания, входящие в мониторинг, уже были апробированы в 24 регионах страны.
Проект по определению функциональной грамотности направлен на формирование способности учащихся применять в жизни полученные в школе знания. Главная идея - повышение качества и конкурентоспособности российского образования в мире. Задания предназначены для учащихся 5-9 классов. За основу взяты идеи и инструментарий международного исследования PISA.
Основными направлениями функциональной грамотности стали следующие:
- математическая грамотность;
- читательская грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- финансовая грамотность;
- глобальные компетенции;
- креативное мышление.
Педагоги МБУДО ДТ «Октябрьский» провели опрос по заданиям на выявления глобальных компетенций.
Глобальная компетентность («global competence») – это многогранная цель обучения человека на протяжении всей жизни.
Глобальная компетентность – это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
Что оценивали:
«Знание и понимание»:
а) осознание и понимание глобальных проблем;
б) осознание и понимание межкультурных различий, взаимопонимание.
«Умения»:
а) аналитическое мышление;
б) критическое мышление.
«Отношения»:
а) открытость представителям иных культур;
б) уважение других культур и культурных отличий;
в) широта взглядов, ответственность.
«Ценности»:
а) человеческое достоинство;
б) культурное разнообразие.
В проведенном нами мониторинге приняли участие 133 учащихся Дома творчества. Среди них:
- 61 ребенок младшего школьного возраста;
- 48 детей среднего школьного возраста;
- 24 ребенка старшего школьного возраста.
По итогам мониторинга выявлены следующие результаты.
Дети младшего школьного возраста умеют оценивать информацию верно в 100% случаев.
Оценивать действия и их последствия умеют:
0 баллов – весемь человек;
1 балл – 23 человека;
2 балла – 23 человека;
3 балла – пять человек;
4 балла – два человека.
Стоит отметить, что данный параметр имеет низкие результаты, т.к. оценивать действия и их последствия на высоком или выше среднего уровня умеют лишь семь человек или 11%. В то время как на низком уровне или чуть выше низкого умеют – 31 человек или 51%. Таким образом, более половины детей не соотносят воспроизводимые ими действия и те результаты, которые в итоге получаются.
Выявлять мнения, подходы, перспективы могут:
0 баллов – семь человек;
1 балл – 26 человек;
2 балла – 28 человек.
Заметим, что современные дети достаточно хорошо умеют высказывать своё мнение, оценивать подходы и перспективы.
Объяснять сложные ситуации и проблемы:
0 баллов – один человек;
1 балл – 32 человека;
2 балла – 28 человек.
Также на высоком уровне младшие школьники умеют объяснять сложные ситуации и проблемы.
Дети среднего школьного возраста
Оценивать действия и их последствия:
0 баллов – шесть человек;
1 балл – 10 человек;
2 балла – 23 человека.
На высоком уровне оценивать действия и их последствия умеют 48% опрошенных детей, что показывает умение детей соотносить свои поступки и возможные последствия. Таким образом, дети среднего школьного возраста обладают достаточными аналитическими способностями в социальном пространстве (жизни). При этом им необходимо учиться формулировать аргументы в защиту своей позиции – лишь 35% умеют это делать на высоком уровне. Это может быть связано с малой начитанностью детей и невысоким общим кругозором.
Формулировать аргументы:
0 баллов – пять человек;
1 балл – 17 человек;
2 балла – 17 человек.
Стоит также сказать, что 33% школьников среднего школьного возраста умеют / могут выявлять мнения, перспективы. Это ниже на 13% по сравнению с младшими школьниками.
Выявлять мнения, подходы, перспективы
0 баллов – 23 человека;
1 балл – 16 человек.
Дети старшего школьного возраста
Оценивать действия и их последствия:
0 баллов – 16 человек;
1 балл – пять человек;
2 балла – три человека.
Очень низкий процент (13%) детей старшего школьного возраста умеют оценивать действия и их последствия. Это на 35% ниже, чем у детей младшего школьного возраста. Результат практически аналогичен полученному в младшем звене – 11%.
Выявлять мнения:
0 баллов – 22 человека;
1 балл – два человека.
Выявлять мнения дети старшего школьного возраста не умеют в 92% случаев.
Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- уровень функциональной грамотности зависит от обстановки, в которой проводилось исследование, от общего настроя учащихся и педагога;
- от общения между педагогом и учащимися в процессе мониторинга;
- от собственно функциональной грамотности учащихся;
- низкие результаты детей старшего школьного возраста могут свидетельствовать о нежелании участвовать в опросе и попытке заполнить «наугад» предложенную анкету. При этом высокий показатель детей младшего школьного возраста говорит об ответственном подходе к учебной деятельности, который ещё сохранён в данном возрасте.
Общие рекомендации для работы с детьми всех возрастов по повышению уровня функциональной грамотности: расширение кругозора и начитанности детей; связь заданий на учебных занятиях с социумом (реалиями жизни); вести с детьми диалог, в процессе которого они будут формировать словесно свою точку зрения и аргументировать её (большая помощь в данном направлении будет оказана при организации и проведении деловых игр).
В заключении стоит сказать, что педагогам также можно (и нужно) знать свою собственную компетентность в формировании у учащихся разных видов функциональной грамотности. Сделать это можно на сервисе «Образование» в поисковой системе Яндекс, где размещен данный тест[2].
Макаревич А.Н., начальник учебно-методического отдела;
Тарасов А.С., начальник информационного отдела
МБУДО ДТ «Октябрьский», город Новосибирск
[1] Ссылка на «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: http://skiv.instrao.ru/content/board1/
[2] Ссылка на тест по определению компетенции у педагогов в формировании функциональной грамотности у учащихся: https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv3/test/start-3/