Как оценить глобальную компетентность обучающихся в условиях организации дополнительного образования (опыт МБУДО ДТ «Октябрьский»)

Педагоги МБУДО ДТ «Октябрьский» провели мониторинг по оценке глобальных компетенций, разработанный Институтом стратегии развития образования Российской академии образования[1]Для оценки современного состояния функциональной грамотности у детей Министерством просвещения был разработан проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Задания, входящие в мониторинг, уже были апробированы в 24 регионах страны.

Проект по определению функциональной грамотности направлен на формирование способности учащихся применять в жизни полученные в школе знания. Главная идея - повышение качества и конкурентоспособности российского образования в мире. Задания предназначены для учащихся 5-9 классов. За основу взяты идеи и инструментарий международного исследования PISA.

Основными направлениями функциональной грамотности стали следующие:

- математическая грамотность;

- читательская грамотность;

- естественнонаучная грамотность;

- финансовая грамотность;

- глобальные компетенции;

- креативное мышление.

Педагоги МБУДО ДТ «Октябрьский» провели опрос по заданиям на выявления глобальных компетенций.

Глобальная компетентность («global competence») – это многогранная цель обучения человека на протяжении всей жизни.

Глобальная компетентность – это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

Что оценивали:

«Знание и понимание»:

а) осознание и понимание глобальных проблем;

б) осознание и понимание межкультурных различий, взаимопонимание.

«Умения»:

а) аналитическое мышление;

б) критическое мышление.

«Отношения»:

а) открытость представителям иных культур;

б) уважение других культур и культурных отличий;

в) широта взглядов, ответственность.

«Ценности»:

а) человеческое достоинство;

б) культурное разнообразие.

В проведенном нами мониторинге приняли участие 133 учащихся Дома творчества. Среди них:

- 61 ребенок младшего школьного возраста;

- 48 детей среднего школьного возраста;

- 24 ребенка старшего школьного возраста.

По итогам мониторинга выявлены следующие результаты.

Дети младшего школьного возраста умеют оценивать информацию верно в 100% случаев.

Оценивать действия и их последствия умеют:

0 баллов – весемь человек;

1 балл – 23 человека;

2 балла – 23 человека;

3 балла – пять человек;

4 балла – два человека.

Стоит отметить, что данный параметр имеет низкие результаты, т.к. оценивать действия и их последствия на высоком или выше среднего уровня умеют лишь семь человек или 11%. В то время как на низком уровне или чуть выше низкого умеют – 31 человек или 51%. Таким образом, более половины детей не соотносят воспроизводимые ими действия и те результаты, которые в итоге получаются.

Выявлять мнения, подходы, перспективы могут:

0 баллов – семь человек;

1 балл – 26 человек;

2 балла – 28 человек.

Заметим, что современные дети достаточно хорошо умеют высказывать своё мнение, оценивать подходы и перспективы.

Объяснять сложные ситуации и проблемы:

0 баллов – один человек;

1 балл – 32 человека;

2 балла – 28 человек.

Также на высоком уровне младшие школьники умеют объяснять сложные ситуации и проблемы.

Дети среднего школьного возраста

Оценивать действия и их последствия:

0 баллов – шесть человек;

1 балл – 10 человек;

2 балла – 23 человека.

На высоком уровне оценивать действия и их последствия умеют 48% опрошенных детей, что показывает умение детей соотносить свои поступки и возможные последствия. Таким образом, дети среднего школьного возраста обладают достаточными аналитическими способностями в социальном пространстве (жизни). При этом им необходимо учиться формулировать аргументы в защиту своей позиции – лишь 35% умеют это делать на высоком уровне. Это может быть связано с малой начитанностью детей и невысоким общим кругозором.

Формулировать аргументы:

0 баллов – пять человек;

1 балл – 17 человек;

2 балла – 17 человек.

Стоит также сказать, что 33% школьников среднего школьного возраста умеют / могут выявлять мнения, перспективы. Это ниже на 13% по сравнению с младшими школьниками.

Выявлять мнения, подходы, перспективы

0 баллов – 23 человека;

1 балл – 16 человек.

Дети старшего школьного возраста

Оценивать действия и их последствия:

0 баллов – 16 человек;

1 балл – пять человек;

2 балла – три человека.

Очень низкий процент (13%) детей старшего школьного возраста умеют оценивать действия и их последствия. Это на 35% ниже, чем у детей младшего школьного возраста. Результат практически аналогичен полученному в младшем звене – 11%.

Выявлять мнения:

0 баллов – 22 человека;

1 балл – два человека.

Выявлять мнения дети старшего школьного возраста не умеют в 92% случаев.

Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. уровень функциональной грамотности зависит от обстановки, в которой проводилось исследование, от общего настроя учащихся и педагога;
  2. от общения между педагогом и учащимися в процессе мониторинга;
  3. от собственно функциональной грамотности учащихся;
  4. низкие результаты детей старшего школьного возраста могут свидетельствовать о нежелании участвовать в опросе и попытке заполнить «наугад» предложенную анкету. При этом высокий показатель детей младшего школьного возраста говорит об ответственном подходе к учебной деятельности, который ещё сохранён в данном возрасте.

Общие рекомендации для работы с детьми всех возрастов по повышению уровня функциональной грамотности: расширение кругозора и начитанности детей; связь заданий на учебных занятиях с социумом (реалиями жизни); вести с детьми диалог, в процессе которого они будут формировать словесно свою точку зрения и аргументировать её (большая помощь в данном направлении будет оказана при организации и проведении деловых игр).

В заключении стоит сказать, что педагогам также можно (и нужно) знать свою собственную компетентность в формировании у учащихся разных видов функциональной грамотности. Сделать это можно на сервисе «Образование» в поисковой системе Яндекс, где размещен данный тест[2].

Макаревич А.Н., начальник учебно-методического отдела;

Тарасов А.С., начальник информационного отдела

МБУДО ДТ «Октябрьский», город Новосибирск

 

[1] Ссылка на «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: http://skiv.instrao.ru/content/board1/

[2] Ссылка на тест по определению компетенции у педагогов в формировании функциональной грамотности у учащихся: https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv3/test/start-3/