Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

25 ноября на базе МБОУ Лицей №113 состоялся районный семинар учителей английского языка по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка».

Демкина Валентина Викторовна, заместитель директора по НМР МБОУ Лицей №113 раскрыла тему семинара и представила презентацию «Формирование УУД младших школьников».

Целью оценивания метапредметных результатов является необходимость проверить уровень сформированности таких умений учащихся как: 

  • планирование учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
  • развитие коммуникативных способностей школьников,
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
  • взаимодействие с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей школьника.

Универсальные учебные действия учащегося в свою очередь подразумевают:

  • теоретическое мышления учащегося: обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.
  • навыки переработки информации: анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация,
  • критическое мышление: умение отличать факты от мнений, определять достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, логические несоответствия и т.п.
  • творческое мышление: перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта и др.,
  • регулятивные умения: задавание вопросов, формирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ и т.п.,
  • качество мышления: гибкость, тактичность, способность уширокому видению проблемы и т.п.

Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достигаются через содержание обучения и учебные задания.

В рамках семинара состоялось три мастер-класса, в которых были представлены формы и способы работы с учащимися, направленные на формирование УУД:

  • Мастер-класс «Формирование УУД на уроках английского языка в 4-х классах» (Черная Елена Петровна).
  • Мастер-класс «Портфолио как средство формирования УУД» (Сухова Юлия Владимировна),
  • Мастер-класс «Метапредметные результаты: формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе» (Харина Елена Васильевна).

Подведение итогов семинара прошло в непринужденной обстановке, где учителя получили возможность обсудить мастер-классы и задать интересующие  вопросы своим коллегам по работе.